Статьи авторов » Реабилитация
Развитие речи ребёнка в норме
Все родители с нетерпением ждут первых шагов, первых слов своих детишек. И какова же радость родителей, когда они слышат долгожданное первое «мама» или «папа». Но то, что ребенок начинает говорить, совсем не означает положительный результат какой-либо учебной деятельности. Настоящая учебная деятельность начинается непосредственно в школе при изучении основ русского языка. Но самое настоящее понимание развития речи происходит для ребенка в процессе общения, а вовсе не на уроках в школе. Это не говорит, разумеется, о том, что обучение в школе не помогает, не закладывает основы всего главного, напротив, школа учит ребенка осмыслению, помогает привыкнуть к обществу. Но, несомненно, самым наилучшим способ приучить ребенка общаться и познавать речь как таковую, является «социум». Именно находясь в кругу сверстников, ребенок учится применять школьную теорию на практике, узнает новые слова и выражения, постепенно начинает использовать в своем «лексиконе» все больше и больше слов, тем самым развивая речь в норме.
Перед тем как ребенок научится говорить, он овладевает совершенно интересной структурой – фонетической. Ведь, всем известно, что первые звуки малыша – это крики, находясь в младенческом возрасте, ребенок лишь издает непонятные звуки и «улюлюканья», а уж потом произносит свои первые слова. Причем звуки и крики издают даже глухие дети, потому что обычные крики являются всего лишь рефлекторными, они закладываются от природы, и учиться им не надо.
Примерно в начале третьего месяца ребенок начинает издавать «лепечущие» звуки. Они отличаются от криков тем, что лепет малыша является очень разнообразным и включает уже много звуков, именно лепеча, ребенок овладевает речевыми основами. По мнение исследователей в этой области, примерно с пятимесячного возраста ребеночек начинает реагировать на слова. Например, если, увидев собаку, взрослый говорит ребенку «гав-гав», то при последующем произнесении этого выражения, ребенок обратит внимание на собаку. Таким образом, ребенок учится связывать объект и звук, сопровождающий этот самый объект. Речь ребенка начинает строиться на основе самого примитивного понимания речи взрослых людей и самого небольшого овладения голосовыми основами. Поэтому психологи всего мира утверждают, что с самого раннего возраста с ребенком нужно разговаривать, тогда он, на самом деле, раньше научится говорить и правильно будет развиваться. Свои же первые осмысленные слова ребенок произносит к концу первого года жизни или к началу второго. Обычно это бывают слова «мама», «папа», «баба» и тому подобные. К полутора годам или к двум годам ребенок начинает интересоваться окружающим его миром, он осмысленно начинает задавать вопросы, говорить слова. Именно в этом возрасте ребенок делает многие открытия и начинает понимать, что каждое вещь, каждый предмет имеет свое название. При этом ребенок начинает понимать, что теперь обратить на себя внимание взрослых можно простым способом, сказав об этом. И ребенок начинает вступать в общение с людьми, правда еще не до конца осмыслив отношение вещей и слов. Некоторые психологи говорят о существовании определенной детской речи, отличной от взрослой, но ряд психологов все же утверждает, что не существует такого вида речи, просто дети общаются на языке людей, которые с ними «сюсюкают». Это, скорее всего, верно, поэтому не стоит, общаясь с маленьким ребенком, «сюсюкать», коверкать слова, это может стать залогом неверного, неправильного восприятия ребенком речи и общения. Ведь посредством речи формируется представление о мире в целом, о правильном и неправильном. Если с детства общаться с ребенком на равных, говорить с ним как с настоящим собеседником, малыш быстрее научится хорошо разговаривать и серьезно воспринимать мир.
|